Рассмотрены основные методы и средства комплексного исследования рынка и потребительского спроса. В учебнике изложены основные понятия и функции маркетинга в деятельности производственных и посреднических фирм в современных условиях развития российской социально-экономической системы. Представлена методология составления плана маркетинга как важного инструмента достижения поставленных фирмой стратегических целей. Освещены вопросы формирования конкурентоспособного товарного ассортимента, политики ценообразования и стимулирования сбыта. В 5-е издание (2008) включены сведения об особенностях формирования ценовой политики в условиях рынка. Приведены примеры, иллюстрирующие эффективное применение маркетинга в различных областях деятельности человека. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Учебник может быть использован при изучении междисциплинарного курса «Маркетинг» профессионального модуля «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Коммерция (по отраслям)». 2011