В этом отношении очень показательно мнение Надежды Константиновны Крупской, которая не раз подчеркивала значение игры как средства познания жизни. В cоветской педагогике всегда уделялось много внимания игре. Познавательные игры помогают воспитать такие качества, как глазомер, пытливость, любознательность и особенно наблюдательность. Игра может привить молодому человеку постоянное стремление пополнять недостающие знания; игра заставит его вспоминать то, что он узнал за время пребывания в училище или школе. Для того чтобы составлять такой ребусник, Антон Семенович рекомендует организовать кружок, который «. Познавательными играми широко пользовался выдающийся советский педагог-новатор Антон Семенович Макаренко, который назвал эту форму игры «Ребусник». Отвечать на вопросы могут все воспитанники в письменном виде. подбирает из разных областей науки, жизни, истории, географии, практики производства - задачи, шутки, вопросы, ребусы, чертежи и все это в более или менее художественном виде изображает на большом картоне. Ребусник выпускается в течение зимы несколькими сериями. За каждую задачу, как за решение, так и за предложение назначается некоторое количество очков. Такой ребусник при удаче и хорошем оформлении втягивает сотни воспитанников и приносит большую пользу». К весне подсчитывается, сколько кто получил очков, и в зависимости от этого назначаются небольшие премии, которые и раздаются на специальном общем собрании. Эта форма активного участия читателей помогает создавать интереснейшие и по содержанию и по форме игры, требующие проявления знаний в самых различных областях. В периодических изданиях - газетах, журналах, рассчитанных на молодежь, систематически печатаются всевозможные познавательные игры, составленные главным образом читателями. Кроме того, в пионерских, комсомольских газетах и журналах, в журнале «Знание - сила», рассчитанном на воспитанников ремесленных училищ, систематически помещаются подобные развлечения, которые могут быть использованы. Мы здесь собрали только отдельные образцы всевозможных познавательных игр, но для тех, кто интересуется более подробно каждым разделом, мы в конце книги даем библиографию. 2012. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1951 года (издательство "Трудрезервиздат").