В его структурную основу положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. Курс лекций создан на основе экспериментальной программы по педагогике. Особое внимание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, пониманию детской личности как субъекта воспитания и обучения. По-новому, с учетом плюралистических подходов раскрываются теоретико-методологические и общие основы педагогики. При изложении теории и методов обучения учтены новаторские идеи педагогов-практиков. Методы воспитания впервые рассматриваются в качестве системы способов, охватывающей взаимодействие детей и взрослых на всех этапах целостного учебно-воспитательного процесса. Содержание учебно-воспитательного процесса раскрыто на основе современных научно-педагогических принципов и анализируется с учетом изменений, происходящих в системе общественных отношений и форм общественного сознания.