Несмотря на то, что в «Раяде» Бенигсен по-прежнему верен жанру социальной фантастики и размышлениям об «особом русском пути», в отличие от «ГенАцида» его новый роман – произведение не столько юмористичное, сколько ироничное и чуть более мрачное. Всеволод Бенигсен — возможно, самый успешный дебютант прошлого года: его первый роман «ГенАцид» вошел в списки соискателей нескольких литературных наград, автор стал лауреатом премии журнала «Знамя». И дело тут не только в том, что идея расово чистой Москвы (а, может, и всей России?) так злободневна, но и в том, что отчаянно соблазнительна. Видимо, оттого, что «Раяд», если так можно выразиться, актуален до безобразия. Историческая трагедия, к которой это может привести, на Руси уже случалась, считает писатель. Многие герои романа с удовлетворением восприняли появление в столице «зоны, свободной от иммигрантов». На самом деле это может случиться с нами и в будущем, если мы плохо прочтем роман «Раяд». Но это, конечно, его фантазия. Из серии: Самое время!
2010