Современность в его работах постоянно перекликалась с церковной историей. Глубокая религиозность, патриотизм, склонность к философскому созерцанию являются яркими сторонами личности Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942). Торжественные церковные службы во время православных праздников завораживали художника нездешней духовной красотой, а неяркая природа средней полосы России с ее лесистыми холмами и реками, раздольными лугами и монастырскими угодьями казалась ему частью вселенского поднебесного храма. Его привлекали красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой - "Пустынник", "Видение отроку Варфоломею", "Под благовест", "Великий постриг". Из серии: Золотая галерея русской живописи
2004. Все это соединилось, слилось для художника в емком понятии Родины, ставшем для него особой "философской категорией" и основным предметом творчества.