Не будет большим преувеличением сказать то же и о художнике Алексее Саврасове. Некогда Аполлон Григорьев сказал о великом поэте «Пушкин – наше всё», и фраза разлетелась по миру. Его обаяние распространялось и на меценатов, и на критиков. Несмотря на непростые периоды жизни, он снискал любовь учеников и друзей-художников природным даром учителя. Не будь этих качеств в его характере, мы не имели бы в сокровищнице нашей культуры таких, ставших знаковыми и в своем роде новаторских, полотен, как «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках», «Радуга», «Проселок» и др. Секрет сокрыт в любви художника к родной природе и людям, в его кротости по отношению к ударам судьбы, в его чуткости и застенчивости, «тонкой коже». Он вновь возвращается к излюбленным местам: пошехонским болотам, ненастным перелескам, затерянным в глуши церковкам. Судя по множеству эскизов, тема русского пейзажа средней полосы художника не отпускала. Поэтическое восприятие природы не помешало Саврасову быть разнообразным в подходе к одной и той же теме, и тогда пейзаж становился жанровой сценой. Его по праву можно назвать паломником земли Русской. Сказывалась и социальная деятельность Саврасова, присоединившегося к Обществу передвижников. Он подчас размывал границы жанра незначительной деталью, штрихом, и картина оживала, начинала «звучать». Чуждый социальному заказу, Саврасов мучительно отстаивает свое творческое кредо, лишаясь поддержки и понимания. Художник отдаст дань этому направлению, но останется верен себе: в его картинах и так слышна негромкая патриотическая нота. Мало документальных свидетельств, но много домыслов, поскольку непростая судьба у художника и трудно истолковать трагические изгибы ее. Не в этом ли кроются причины душевного надлома мастера? О художнике написано много, любовь народная имеет потребность в мемуарах, исследованиях творчества, в пристальности к биографии. Следующей задачей было освободить имя художника от «хрестоматийного глянца», ведь порой пьедестал грозит стать выше памятника. Поэтому мы, не претендуя на объективность, старались лаконично выразить авторскую позицию: всякому честному имени, преданному на поругание недобросовестными историками, необходимо вернуть его статус. К. Понимая, как сложно сохранить непредвзятое отношение к творческому дару А. Из серии: Мастера живописи. Саврасова, сформированному всеми перипетиями его личной жизни, автор очерка сделал эскиз душевного устроения художника, оживотворив его портрет воспоминаниями ученика Константина Коровина, сумел донести до нас живой голос и неповторимую интонацию своего учителя. Русские художники (Белый город)
2009