История мировой живописи. - т. 06: Венецианская живопись XV–XVI веков. Вера Калмыкова
222 руб
Оно развивалось совершенно иначе, чем во Флоренции или в Средней Италии. Венецианская живопись XV–XVI веков – интереснейшее явление мирового искусства, стоящее особняком даже в итальянской культуре. Здесь, в Венеции, основным становится иное – цвет: оттенки, полутона, особая воздушная среда, созданная с помощью техники масляной живописи. Там главным была живописная пластика: стремление к четким и вместе с тем текучим контурам, умение передать движение фигур, создание гармоничной, уравновешенной композиции произведения. В Венеции процесс отказа от средневековых канонов и приемов начался позже, чем в остальной Италии, но зато и продолжался дольше. Торжествующая стихия цвета сделала венецианское Возрождение обособленной и очень своеобразной частью европейского Ренессанса. Конечно, им не удалось бы добиться столь значительных успехов, если бы не особая атмосфера этого удивительного города. И нельзя, наверное, назвать другую живописную традицию, которая впоследствии оказала большее влияние на искусство Нового времени… Над цветом работали все венецианцы – от представителей семьи Беллини или Витторе Карпаччо и до Паоло Веронезе. Здешние художники не формировали теоретических концепций (исключение составляет Якопо де Барбари, который разрабатывал схемы графического построения пропорций того или иного объекта и поделился своим открытием с Альбрехтом Дюрером). В эпоху Возрождения воздух Венеции был воздухом свободы: так получилось, что она дольше других сохранила независимость от иноземного влияния, не поддавалась и воздействию Рима. Б. Живописцы не преклонялись и перед античным наследием… Зато разрабатывали свои живописные приемы, свои принципы видения и изображения мира (Дж. Катена и др. Чима да Конельяно, Джорджоне, В. Особые климатические условия – прежде всего постоянная влажность воздуха – превращалась на их полотнах в прозрачный красочный туман, обволакивающий людей, здания, предметы, создающий оптическую иллюзию параллельного мира, созданного искусством (Тициан, Тинторетто). ). Самое главное для них – соотношение красок, и все они без исключения были блистательными колористами. Венецианцы любили византийскую роскошь, пышные формы, блеск золота и дорогих тканей, тихое сияние человеческой кожи, золотистых волос, весь материальный мир и страстно, без остатка отдавались чувственному наслаждению жизнью. Венецианцы восхищались чувственной красотой мира, любили все прекрасное, и благодаря их цветовой палитре отблески их восхищения через века доходят и до нас. Любили писать фрукты, архитектурные детали, одежду. Из серии: История мировой живописи
2008