С одной стороны он признаёт неизбежность и очевидную полезность науки, а с другой осознает её пределы, сравнивая развитие науки с надуванием шара: "всякое увеличение его поверхности лишь увеличивает размер его соприкосновения с окружающим незнанием". Спенсер стоит на позиции примирения науки и религии. Вместе с тем он решительно критикует взгляд, будто религия - это выдумка жрецов. Отсюда он приходит к позиции релятивизма. Ни одна религия не является для него предпочтительной, но все в той или иной мере выражают истину непознаваемого. Предметом религии Спенсер называет "нечто находящееся за пределами опыта", а именно силу, вызывающую всю совокупность движения в нашем мире. :Л. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство "СПб. Пантелеева"). Ф. 2012