История мировой живописи. - т. 17: Немецко-австрийская живопись XVIII-XIX веков. Вера Калмыкова, Виктор Темкин
222 руб
Для Европы начала Нового времени такой отрезок легко провести между Тридцатилетней войной (1618–1648) и завоева-тельными кампаниями Наполеона (начало XIX века). Историю человечества можно при желании условно поделить на периоды между глобальными войнами (показательный пример – небольшой промежуток между Первой и Второй мировой, с 1919 по 1939 год). И единственным противовесом разрушению и хаосу всегда оказывалась только культура. Итог в каждом случае одинаков: обескровленные страны пытались восстановить политическое равновесие и экономику, мирное население терпело нужду и несправедливость. До Тридцатилетней войны в Европе царили две ветви императорской семьи Габсбургов – испанская и австрийская (ей принадлежала корона Священной Римской империи). Так обстояло дело и в Германии и Австрии XVII столетия. Входившие в Священную Римскую империю государства, разумеется, испытывали давление со стороны императора и католической церкви. Гегемонии противостояли отдельные свободные страны – прежде всего Франция и Англия. Особенно это видно на примере Германии, где погибли пять миллионов человек, а города и целые области лежали в руинах. Однако после окончания военных действий выяснилось, что относительная свобода досталась дорогой ценой. Но появились писатели и композиторы (Бах и Гендель, Шиллер, Лессинг и Гёте, чуть позже – Гайдн, Глюк, Моцарт), и их творчество таинственным образом подняло национальное сознание целого народа из хаоса, пробудило его к жизни. Раздробленная на маленькие княжества, королевства, курфюршества, «вольные города», страна сделалась глубокой провинцией – в самом худшем смысле слова… Примерно то же можно сказать и об Австрии – хотя она пострадала чуть меньше. Но в следующее столетие мы уже встречаемся с творчеством замечательных художников. В середине XVII века немецкая и австрийская живопись не достигала мировых вы-сот. Из серии: История мировой живописи
2009