Журнал Том 14: Олег Басилашвили. Владимир Маяковский, Сергей Есенин
181 руб
Вот Высоцкого, допустим, полюбили за Жеглова. Ярослав КОРОБАТОВ, заведующий отделом спорта «КП»: Почему Олег Басилашвили круче Сильвестра Сталлоне – Басилашвили – актер загадочный. А Басилашвили мы ни разу не видели в солидной весовой категории положительного героя – он вечно либо злодей-душегуб (следователь Лахновский в «Вечном зове», граф Мерзляев в «О бедном гусаре замолвите слово»), либо рохля, тюха-матюха Бузыкин из «Осеннего марафона», которого наш брутальный народ не слишком жалует. Вячеслава Тихонова канонизировали после роли Штирлица. Русский народ, как известно, – плавильный котел. И тем не менее – народный кумир! Возможно, дело в том, что Басилашвили нашел несколько недостававших пазлов, с помощью которых мозаика загадочной русской души начинает приобретать более четкие контуры. Как говорил Бунин: «Из нас, как из дерева, – и дубина, и икона, – в зависимости от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». Русский дух соткан из противоречий, и вектор нравственного начала с легкостью флюгера перемещается от самопожертвования во имя ближнего до полного истребления того же самого ближнего. Судьба распорядилась так, чтобы в его родословной полностью отсутствовала серая краска, которой измазали не так давно до полной потери лица поколения русских людей: «не был, не состоял, не привлекался». Басилашвили эти движения души по причудливому, извилистому маршруту от злодейства до самоистязания мог изобразить необыкновенно глубоко и ярко. На четверть грузин, на четверть поляк, коренной москвич, ставший, тем не менее, символом Санкт-Петербурга, внук царского полковника Ношревана Басилашвили, который арестовывал Сталина, и сын героя Великой Отечественной войны Валериана Басилашвили. Наконец, муж советской секс-примы Татьяны Дорониной (правда, признавался, что испытал чувство глубокого облегчения, когда актриса инициировала развод). Затем его сменили богоискатели Толстого и идеалисты Чехова. Ему ли не понимать русского человека до мозга костей? В свое время главным героем русского общества был лишний человек – пушкинский Онегин или лермонтовский Печoрин. Потом настало время пламенных революционеров и несгибаемых коммунистов. А кто знает: почему нам становится не по себе, когда мы видим «марафонца» Бузыкина или пианиста Рябинина из «Вокзала для двоих»? Басилашвили показал трагичность жизни человека, у которого не хватает сил сделать свой выбор. В какой-то момент эта неспособность плыть против течения стала трагедией для страны. Или хотя бы твердо сказать «Нет!». Но чтобы понять себя и свою страну, нужно почаще смотреть работы Басилашвили. Конечно, более лестно считать, что твое поколение олицетворяет какой-нибудь крутой (но абсолютно не от мира сего) перец вроде Сильвестра Сталлоне. Или хотя бы твердо сказать «Нет!»