Журнал Том 5: Иннокентий Смоктуновский. Александр Пушкин
181 руб
Князь Мышкин, принц датский. Журналист «Комсомолки» Андрей ДЯТЛОВ – об одном из самых странных гениев сцены и экрана – Иннокентии СМОКТУНОВСКОМ: – Бывают странные сближенья, как говаривал Пушкин. А потом – забавная мысль: а вот Смоктуновский смог бы сыграть в «Особенностях. Вот смотрел «Особенности национальной охоты», где всклокоченный бывший мент Лева Соловейчик театрально вопрошает: «Кто Гамлета зовет?!» И сперва меня как-то передергивало от кича, ведь Гамлет-то у нас в кино один, Иннокентий Смоктуновский, а всё остальное – жалкая пародия. По-моему, он вообще мог сыграть все. » вот этого самого мента-Гамлета? И понимаю: мог бы, и сделал бы маленький шедевр. Помните, который успокаивает хлопками в ладоши свою впавшую в маразм мать? Я даже подозреваю, что сам Иннокентий Михайлович и придумал те хлопки. От князя Мышкина в «Идиоте» (а он играл в знаменитом БДТ у Товстоногова, вот только не знаю, сохранилась ли запись спектакля) до гоголевского Плюшкина и совершенно неповторимого генерал-губернатора Иркутска в «Звезде пленительного счастья». И наверное, это самое точное слово для него: странный актер, иногда производящий впечатление полусумасшедшего. Они странные, как и он сам. Если вы внимательно посмотрите любую его роль, даже эпизодическую, как Некто в детском блокбастере 80-х «Отроки во Вселенной», вы заметите простую вещь – его Некто появляется ниоткуда и уходит в никуда. В этом и был его Божий дар. Он жил сам по себе, но действие волшебным образом начинало закручиваться вокруг него, как вода в воронке на стремнине, и воронка эта - неизмеримой глубины. И Смоктуновский входил в фильмы и выходил из них, будто вокруг никого нет. И не все режиссеры могли с талантом этим управляться, хотя чуяли его все. Это и был талант актера. Знавшие его говорят, что Смоктуновский был застенчив, как ребенок. Михаил Ромм, снимая его в роли с одной фразой в «Убийстве на улице Данте», потратил несколько часов, разогнал половину съемочной группы, чтобы не мешали: «Этот актер талантлив, он себя еще покажет!» Григорий Козинцев, увидев Смоктуновского, понял, что это и есть единственный Гамлет (даже англичане поставили Смоктуновского выше Лоуренса Оливье, классика исполнения этой роли). А он не играл! И это шло не от инфантильности, а от того, что жизнь у Смоктуновского была не сахар. Как Деточкин в «Берегись автомобиля» – мы-то думали, что актер так играет. Пережил голод 30-х гг. И выжить ему могли помочь только доброта, терпение и такая вот детская чистота и радость. Воевал на Курской дуге, выжил, форсируя Днепр. в Сибири. Концлагерь. Попал в плен. Партизанил, пока не пришли свои. Бежал. Бедовал по провинциальным театрам. По меркам того времени был почти врагом народа, раз побывал в плену. И, слава Богу, что стал! У нас почему-то такие странные таланты обычно растворяются в неизвестности. И стал знаменит как-то сразу – после «Гамлета». Выделял из всего этого две: Гамлета в кино и князя Мышкина в «Идиоте», поставленном в БДТ. Более ста фильмов, полсотни ролей в театре. Странное сближенье: Мышкина все считали безумцем, идиотом, а Гамлет себя за безумца выдавал. Мышкина вообще считал «единственной великой работой на сцене». Кайдановский, Даль, Леонов, Авилов, возможно – Евстигнеев. Таких «не от мира сего» ничтожно мало. И говорил это, смущенно опуская глаза, как будто стеснялся, но не мог не отметить очевидного факта. Елена Кореневская, журналист, знавшая его много лет, вспоминала: «Сам Смоктуновский при всей своей незвездности и безусловной скромности тоже своим тихим голосом признавал, что он – гений. И когда. Алла Демидова спросила его, кого из современных актеров он ставит себе вровень, Иннокентий Михайлович тихо ответил: «Никого». И не было в этом никакого хвастовства, просто констатация факта». А сидя в самолете рядом с Олегом Ефремовым и пристально вглядываясь в иллюминатор, как бы стараясь рассмотреть космос, он вдруг повернулся к Ефремову и сказал: «Олег, а я ведь космический актер». Из серии: Великие исполнители (Комсомольская правда)
2011. Он понимал себя правильно.