Почти все наши учебники по мате- матике были написаны им. Мне посчастливилось учиться в школе, где препо- давал Дьюрелл. Пожалуй, это наиболее изящный из его трудов и, безусловно, лучшее популярное введение в теорию относительности, которое кому-либо и когда- либо удавалось написать. «Азбука теории относи- тельности» — это одна из примерно пятидесяти книг,, которые написал Дьюрелл в свободные от преподава- ния часы. Для нас, учеников, он был почти легендарной личностью, а не реальным челове- ком. Характерно, что никто из окружающих достаточно хорошо не знал Дьюрелла. Если кто-либо из учеников отважи- вался пожаловаться на то, что по комнате гуляет ледя- ной ветер, Дьюрелл лишь сухо замечал: «Одевайтесь потеплее», — и продолжал урок. Обычно он появлялся в классе точно в половине восьмого и даже ненастным весенним утром настежь распахивал окна. Он был для нас чем-то вроде стихии: его не любили и не ненавидели, но все ему подчинялись и уважали его. Мы мстили, как это принято среди школьников, высмеивая его в непри- стойных стишках, но было бы совершенно неправиль- но думать, что мы относились друг к другу неприяз- ненно. Нам вряд ли могло прийти в голову, что создание подобной обстановки явилось итогом полной усилий и напряжения жизни немногочисленной группы таких людей, как Дыорелл. Мы жили в атмосфере напряженного труда и борь- бы за интеллектуальное превосходство и принимали это как должное. Дьюрелл не проявлял повышенного интереса к тем из нас, кто вы- делялся среди других своими способностями. Мы трудились над книгами в поте лица своего, ибо пульс жизни был ча- стым, задачи трудными, а отстать было бы равно- ценно утрате собственного достоинства. И хотя я, безусловно, был одним из наиболее способных его учеников, мне припоминается лишь единственный слу- чай, когда Дьюрелл дал мне специальное задание. Каж- дому доставалась равная доля его внимания. Мое ре- шение вернулось обратно с лаконичной пометкой «УЖАСНО», небрежно написанной огромными бук- вами. Я потратил кучу времени, мучаясь над особенно запутанной задачей, и в конце концов нашел пра- вильное, но довольно громоздкое решение. Дьюрелл писал «Азбуку теории относительности», основываясь на своем опыте преподавания теории от- носительности школьникам. Этот листок я бережно хранил многие годы, ибо знал, что к заурядному ученику Дьюрелл не смог бы быть столь безжалостным. Дьюреллу удалось достичь точности, лаконизма, практичности там, где в изложении других авторов вопрос оказывался запу- танным, многословным, абстрактным. Это в корне отличает эту книгу от многочисленных пособий, написанных людь- ми, не имевшими подобного опыта. В этом предисловии я попытался обрисовать лич- ность Дьюрелла. Школьники все- гда являются наиболее требовательной аудиторией. Хотя я представил читателю Дью- релла как человека с трудным характером (а так оно и есть), читатель, знакомясь с книгой, не сможет не обнаружить, что автор излагал свои мысли просто и бстроумно, с непринужденностью, доступной лишь подлинному мастеру своего дела. Нет необходимости говорить что- либо о содержании этой книги, поскольку краткое введение, написанное самим автором, исчерпывающе характеризует его. 2012. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года (издательство "Мир").