Третьяковым, в Петербурге в 1898 — Русский музей императора Александра III, почти одновременно и в Петербурге, и в Москве возникли новые выставочные объединения. Художественная жизнь России конца XIX — начала XX века полна событиями: в Москве появилась картинная галерея, в 1892 подаренная городу П. С 1898 выходил журнал «Мир искусства» и начали устраиваться выставки под тем же названием. В 1893 открылась первая выставка Московского товарищества художников, основу которой составили работы выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В феврале 1900 «Мир искусства» официально оформился в художественное объединение, идейным руководителем которого был Александр Бенуа. Журнал уделял большое внимание ознакомлению читателей с направлениями как русского, так и западноевропейского искусства. С произведениями художников из Франции, Германии, Финляндии, Норвегии, Англии соседствовали работы русских мастеров - А. Выставки проходили в Петербурге по инициативе Сергея Дягилева, юриста по образованию, обладавшего большими организаторскими способностями. Сомова, Л. Бенуа, К. Васнецова, В. Бакста, А. Коровина, И. Головина, К. Нестерова, И. Левитана, М. Поленова, М. Репина^ B.Серова, В. Врубеля. Якунчиковой, М. Членами нового петербургского объединения становились художники, подчас сильно отличавшиеся друг от друга и направлением своих творческих исканий, и масштабом дарования. Выставочная деятельность мастеров «Мира искусства» способствовала перегруппировке художественных сил в стране. Поэтому неизбежно было возникновение конфликтов. Преимущественный интерес к прошлому, очарованность ушедшими культурами, оторванность от современной жизни - эти мировоззренческие установки первых членов общества разделяли не все мастера, представлявшие свои работа на выставках «Мира искусства». Раскол внутри редакции журнала, отделение московской группы художников «Мира искусства» в середине 1900-х привели к прекращению деятельности мирискусников. В результате в 1901 участники-москвичи задумали организовать в Москве новое объединение и выставки (без C.Дягилева), которые получили название «Выставки 36 художников». Из серии: Великие художники (Комсомольская правда)
2011. В 1903 было принято решение о создании нового объединения — Союза русских художников, учредителями которого стали организаторы "Выставок 36 художников", а участниками выставок - большинство бывших членов "Мира искусства".