Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни. Пожалуй, никто из русских художников не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Ефимович Репин (1844-1930). Знаменитые «Бурлаки на Волге» тоже пишутся как академический заказ. Уже ранние религиозные картины, исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») являют удивительный дар подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов, написанных во время путешествия по Волге, - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги. Однако он остаётся и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. Как свидетельствует сам мастер: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Итогом этих поисков стал новый шедевр - «Крестный ход в Курской губернии». Художник стремится закрепить успех «Бурлаков» в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни. Растущий социальный разлад заставляет художника всё чаще задумываться над темой революции. «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии, но вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле направляется в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. В картинах «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста» эта тема эта воплощена с невиданной ранее масштабностью и смелостью. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре»), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван»), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). И. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), образы выдающихся деятелей культуры («Н. П. Пирогов», «М. Н. Мусоргский», портреты Л. М. Толстого) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы», «Торжественное заседание Государственного Совета» - совместно с Б. С. Кустодиевым и И. В живописных портретах и графике мастера особенно чётко прослеживается последовательная смена стилистических ориентиров - реализм передвижнического толка, импрессионизм и модерн. Куликовым). Из серии: Великие художники (Комсомольская правда)
2010