Автор обобщил и проанализировал методы вокально-хоровой работы в исторической перспективе с тем, чтобы попытаться восстановить несколько утраченные традиции русской профессиональной певческой школы. Книга посвящена проблемам вокально-хорового обучения в России от Древней Руси до настоящего времени. Бортнянский, В. Читатель познакомится с методами работы таких выдающихся хоровых деятелей как Д. Данилин, А. Орлов, Н. Свешников, М. Никольский, А. , а также с хоровым искусством советских дирижеров В. Климов и др. Чернушенко. Минина и В. Читатель познакомится с учебно-методической литературой дореволюционного и советского периодов, а также с научными исследованиями в области психологии, физиологии, акустики, медицины, связанными со сферой певческой деятельности. В пособии дан обзор современного состояния вокально-хорового обучения в России. Глинка, сложившуюся под взаимным влиянием народно-песенного творчества и профессиональной школы русского церковного пения. Автор не обходит молчанием русскую вокальную школу, основоположником которой был М. Автором пособия излагаются сущность подхода к построению и структурные особенности такого монументального хора, опирающиеся на методы работы крупнейших дирижеров, воспитанников Синодального училища. Особое внимание уделяется уникальному явлению в хоровом искусстве - созданию хорового оркестра по типу симфонического, полностью утраченного в практике работы современных дирижеров.