С. Среди учеников и последователей К. Нет более таинственного и загадочного режиссера. Станиславского нет более преданного ученика, чем Евгений Багратионович Вахтангов. Он клялся ею, поддерживал ее. Нет более верного, цельного и сильного характера… По своим убеждениям (так во всяком случае Евгений Багратионович говорил) он был ярым сторонником Октябрьской революции. Двумя последними его постановками, которые он репетировал и выпускал практически параллельно, были мистическая драма «Гадибук» в еврейском театре «Габима» и его главная, заветная «Принцесса Турандот» по фантастической сказке Карло Гоцци… К главным своим учителям — Леопольду Сулержицкому и Станиславскому — он пришел только в 1909 году, а в Московский художественный театр был зачислен в 1911 году. Но за всю свою недолгую жизнь Вахтангов никогда не ставил драматургии прямо революционного содержания. Вахтангов писал: «…исполнители (не актеры) должны раскрыть друг перед другом в пьесе свои души без лжи. То, что мы сегодня называем «системой Станиславского» во многом — записи Вахтангова за учителем столь скрупулезные, что Константин Сергеевич был чрезвычайно доволен. «Изгнать из театра театр», — вот девиз того времени…
2009