Он хотел остаться наедине со здравым смыслом. "Он отверг Церковь, ибо отрицал человека. И даже такой наблюдатель, как Горький, сумел за этим "злейшим нигилизмом" распознать и различить "бесконечное, ничем не устранимое отчаяние и одиночество". Гордость и самоуничижение странно смыкаются в этом нигилизме от здравого смысла. Проф. (Прот. Что же было причиной этого? Прежде всего Толстой является жертвой рационалистической эпохи, как типичный ее представитель. Флоровский). е. Но чтобы понять Толстого, надо разобрать и его душевное "устроение", т. Толстой претендовал на присущее ему понимание высших духовный истин. его душевные свойства, подход к жизни и к правде, его эмоциональную сферу. Между тем, из мистического опыта восточных христианских аскетов известно, что постижение высших духовных реальностей возможно лишь всеми силами души (а не только разумом), по восстановлении цельности личности, достигаемой в аскетическом подвиге. Подходил он, однако, к этим вопросам исключительно рационалистически, отрицая всякую духовность, всякий мистический опыт называя его "вздором". Сам Толстой является предметом нашего разбора, а не его учение, давно подвергнутое критике. Нашей задачей и будет рассмотрен путь жизни Толстого по отдельным этапам назревающей душевной катастрофы. Типография преп. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1960 года (издательство "Свято-Троицкий Монастырь. 2012. Iова Почаевскаго въ Джорданвилле (США)").