Самоопределение рассматривается как осуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляцию в процессе практической и теоретической деятельности в рамках общественно необходимого. В пособии излагаются психологические аспекты самоопределения личности, связанные с осознанием себя как самостоятельного, инициативного, творческого и ответственного субъекта в процессе овладения им личностно- и социально ценностными сферами жизни. Предназначено для студентов старших курсов педвузов, университетов, ФПК директоров школ и слушателей философского отделения университетов, а также аспирантов-психологов и всех, кто интересуется психологией личности. Свойства самоопределившейся личности синтезируются в ее ответственности, выступающей системообразующим качеством. 2012. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1986 года (издательство "Свердловский педагогический институт").