Покорно принимаемые горести, а путь все тот же - начинается незаконной любовью, заканчивается острогом, помешательством и гибелью. Нагромождение злодейств, от почти вынужденного отравления старика-свекра до своекорыстного удушения юного наследника. Что ж так пронзительно индивидуальны «типичные женские» судьбы? И что за луч брезжит в этой беспросветности? Господь, не попустивший безнаказанности и не оставивший мир без добрых людей? Русский ли язык Лескова? Песенный ли лад – удалой, горевой, молитвенный – под который подстроены обе повести? Поют люди не ими сочиненные песни, а выпевается свое – жизнь, любовь, смерть. Лесков и задумывал не столько повести, сколько очерки нравов мещанской и крестьянской жизни. Из серии: О страстях и пороках
2011