Российской академии музыки Н. Исследование доктора искусствоведения, проф. Гуляницкой посвящено проблемам музыкальной христианской культуры прошедшего века, которая, находясь долгое время под запретом, была вне поля зрения музыковедов. С. В Первой части рассматриваются произведения многих ведущих композиторов конца XIX - начала XX в. В монографии поставлена задача связать начало и конец столетия, творчество композиторов Нового направления с `новейшей` духовной музыкой современных авторов. Анализируется влияние, которое оказало их художественное творчество на духовную музыку последователей, в том числе композиторов русского зарубежья. (со ссылкой на родоначальника этого направления - Чайковского и других знаменитых русских сочинителей). Текст затрагивает различные проблемы, связанные с вопросами жанра, `тембризации`, высотно-ритмических структур и других сторон духовно-музыкального произведения как единой целостности, проистекающей из текстовой смысловой основы. Во Второй части исследуется status quo в области духовно-музыкальных композиций - как церковных, так и концертных; сравниваются подходы и средства воплощения, анализируется музыкальный язык и образно-смысловой строй.