Находясь в центре развития российской общественной мысли начала 20 в. Философия Розанова является частью общего русского литературно-философского круга, однако особенности его существования в этом контексте выделяют его фигуру и позволяют говорить о нём как о нетипичном его представителе. Многие из его работ были идейной, содержательной реакцией на отдельные суждения, мысли, работы Бердяева, В. , Розанов вел активный диалог со многими философами, писателями, поэтами, критиками. Соловьёва, Блока, Мережковского и др. С. Проблемы, занимавшие мысли Розанова, связаны с морально-этическими, религиозно-идейными оппозициями — метафизика и христианство, эротика и метафизика, православие и нигилизм, этический нигилизм и апология семьи. и содержали развернутую критику этих мнений с позиций его собственного мировоззрения. В каждой из них Розанов искал пути к снятию противоречий, к такой схеме их взаимодействий, при которой отдельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека
2011